29.06.2025

Много приходится воевать нашей стране, отстаивая свои территории, у большого государства всегда много врагов. И даже в относительно спокойный послевоенный советский период были вооруженные конфликты. Один из них на границе в Китаем. Остров Даманский стал символом этого советско-китайского пограничного конфликта 1969 года.
И в нашем округе есть очевидец тех событий. Скромный и немногословный: «Да о чем тут говорить, я ничего не совершил, просто служил в то время рядом и выполнял свои боевые задачи». И все же он немного рассказал о своей службе на Дальнем Востоке и затронул те далекие события.
А.И.Любичев родом с Ярославской области. Там жил, учился, после учебы успел поработать в совхозе трактористом. А потом пришла пора службы в рядах Советской армии. Годы службы 1966-1969 г.г. Повестку дали на 11 ноября, как раз в день рождения, а демобилизовался в июле 1969 года. Служил в линейных войсках связи.
— Целый самолет новобранцев нас был, к месту службы летели на ТУ-154. Полет был долгий, из Москвы вылетели по темноте, и приземлились тоже по темноте, поэтому разглядеть мало что удалось. Там, в самолете, понял, какая большая наша страна, как велики ее расстояния. От моего места службы из ближайших больших городов был Хабаровск — в нескольких сотнях километров. Недалеко граница с Китаем. Нас сразу распределили кого куда, переодели. Сначала полгода учебки, где учили всем премудростям солдатской жизни, были строевая и физическая подготовка, наряды, а главное – хорошо учили связистов. Пришлось привыкать к солдатским нагрузкам и смене часовых поясов, но вскоре все вошло в свое русло. А через полгода перевели на постоянное место службы. Там тоже была учеба, но она уже не казалась такой сложной. Наш линейный батальон связи находился недалеко от станции Лазо Дальнереченского района Приморского края. Станция и село были названы так в честь Сергея Лазо – офицера, командующего партизанскими отрядами в годы гражданской войны. На станцию иногда ходили в увольнение, а больше там и ходить было некуда, только в сопки, чтобы полюбоваться природой, — вспоминает Александр Иванович.
Молодой связист хорошо выполнял свои воинские обязанности и вскоре стал старшим линейным надсмотр-щиком, командиром отделения, в его подчинении было 10 человек. Основная задача – обеспечение связи, все это было очень ответственно, тем более в таком отдаленном, стратегически важном месте. Приходилось и налаживать, и проверять линии. В этом деле он разбирался отлично, потому и порекомендовали его в марте 1969 года, как одного из лучших специалистов, для восстановления связи на острове Даманском во время советско-китайского конфликта. На место отправились с полковником, который приехал с Главного Управления. Ехали на машине УАЗ-69, дорога заняла почти полдня. Все покрыто снегом, кругом только белая пелена мелькала. С собой для обеспечения связи во время пути был телефонный аппарат, и связист соединял полковника с различными точками.
— Поехали мы на заставу уже после основных боев, когда на границе стало спокойнее, но было видно, что застава пострадала. Видел и нашу побитую технику, и наших убитых солдат, и раненых бойцов. Все это осталось в памяти. Та война была короткая, но все равно страшная, как и любая война. Боевые действия закончились, но все были наготове, так как стычки с китайцами периодически случались. Больше недели находился я на острове, восстанавливая связь. Мы тянули провода к заставе, соединяли, проверяли, нужно было все делать быстро и тщательно. В то время мы еще имели дело с катушками проводов. Наверное, все видели в фильмах про войну, как работали связисты.
Провода и кабели тянули по воздуху и по земле. Мощные кабели пускали под землей, траншеи для их укладки копала специальная техника. Позже стали появляться радиостанции, которые были расположены на машинах, но я на таких поработать уже не успел, демобилизовался. Уезжал поездом со станции Лазо, добирался до дома десять суток. Всю страну посмотрел из окна поезда.
Приехал, устроился на работу, а вскоре и судьбу свою встретил. Жена, Любовь Николаевна, родом из Митрополья, а в Ярославскую область попала по распределению после окончания института. Там и состоялось знакомство. Поженились, а вскоре после рождения сына приехали в Сеченовский район, на родину жены. С тех пор прошло более полувека, давно стало родным и Сеченово, и его жители.
Годы службы уходили в прошлое и поводов вспоминать о тех событиях не было. И только несколько лет
назад узнал, что согласно Федеральному закону № 5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года граждане Российской Федерации, участвующие в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года, приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны. Обратился в Сеченовский военкомат, где ему все объяснили, помогли сделать запрос в архив Министерства обороны РФ. И вскоре Александр Иванович получил соответствующее удостоверение. В этом году был награжден юбилейной медалью «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Небольшой, ныне китайский (до 1991 года советский) остров площадью 0,74 км² (1500-1700 метров длиной и 500-600 метров шириной) на реке Уссури, на границе с Россией, в 230 км южнее Хабаровска и 35 км западнее Лучегорска (Пожарский район).
Название Даманский получил в 1888 году во время изысканий для прокладки Транссибирской железнодорожной магистрали: инженер-путеец Станислав Даманский погиб в этих местах во время бури, переправляясь на лодке через Уссури, тело его нашли возле «безымянного» острова, которому и дали имя погибшего.
До 1991 года — предмет территориальных претензий КНР к Советскому Союзу. Известен прежде всего, как место вооружённого конфликта между КНР и СССР в 1969 году.
Согласно архивным данным МО РФ за проявленный героизм и мужество при выполнении служебных обязанностей во время событий 2 и 15 марта 1969 года в районе острова Даманский было награждено 300 человек, из них 59 посмертно. Из общего числа награжденных 216 были военнослужащими пограничных войск, 80 — военнослужащими Советской армии, 4 — гражданскими. Четверым пограничникам и одному военнослужащему Советской армии (троим посмертно) присвоено звание Героя Советского Союза.
О.Рыженкова, фото автора