Край суровый тишиной объят

03.08.2024

Армейские годы навсегда остаются в памяти у любого мужчины. Так считает и А.П.Аверьянов. Уже 50 лет прошло, а службу на границе вспоминает часто.
Советский Союз – время, когда служба в армии была почетной и желанной для каждого мальчишки. А уж служба в пограничных вой-сках – особая гордость.


Липовского парня Анатолия Аверьянова призвали в армию 2 мая 1972 года. Уходили на службу в погранвойска вместе с ним В.Шувалов из Сеченова, Ю.Родионов из В.Талызина, В.Быков из Булдакова, А.Лосев из Булдакова.
– Я служил, теперь твое время пришло, служи достойно, – так напутствовал будущего солдата отец – П.Т.Аверьянов, прошедший во время войны с боями до Берлина.
Забайкалье – край суровый
Далеко от дома забросило молодого паренька. Аж на другой конец страны, в Забайкалье, а точнее в 53-й Хинганский Краснознамённый пограничный отряд — станция Даурия, Читинская область.
– К месту службы сначала летели самолетом, затем добирались поездом. Летим в самолете, а бортпроводница нам комментирует: «Посмотрите в иллюминаторы, за бортом тайга». Смотрим – тайге конца края не видно, до самого Иркутска. Летим дальше. «Посмотрите, пролетаем над Байкалом, он сейчас подо льдом». Сидим, думаем: май месяц, а Байкал подо льдом, куда летим? Приземлились в Чите. Переночевали в казарме, а утром на поезд. Едем-едем, еще почти сутки добирались. Приехали, наконец-то. Вышли: степной ветер свистит, только щебенка летит. Станция Даурия. Граница с Китаем.
В песне поется: край суровый тишиной объят. И в самом деле суровый. Кругом унылая желтая степь. Для пограничников это, конечно, хорошо, ведь нарушителю в степи спрятаться сложно. Она даже зимой полностью не покрывается снегом, а зимой там за минус пятьдесят зашкаливало. В наряд обязательно в шубе и валенках. Летом наоборот – жара, воздух раскалялся так, что трудно дышать было, кислорода не хватало. И все равно служили, выдерживали.
Служба началась с трех месяцев учебки, затем вместе с другом Юрием Родионовым прошли школу сержантского состава – это еще полгода. Как говорится, за это время из солдата выжимали все домашние пироги, чтобы был хорошо подготовлен во всех отношениях. По моему разу-мению, чтобы все освоить по службе и двух лет мало, не то, что года, как сейчас. Оттуда вышли сержантами и были направлены на 16-ую пограничную заставу. Я был старшиной заставы, а Юрий Родионов – старшиной взвода обеспечения.
Застава, застава, страны бастион
А застава – это особая жизнь. Это семья, численностью 40-50 человек, где каждый в ответе за себя, своих товарищей и за всю страну. На заставе у нас было все свое, в том числе подсобное хозяйство для обеспечения потребностей пограничников. Даже корова была – как солдатам без молока. Столовая работала круглые сутки, чтобы в любое время, как вернулись пограничники из наряда, могли хорошо поесть. Пограничные сутки начинаются с 20.00. Пришел с наряда – ешь и отдыхай. За время нашей службы военных действий и открытых стычек с китайцами уже не было, а до 1970 года еще случались. Наверное, все помнят события 1969 года на острове Даманский — это недалеко от этих мест, где довелось нам служить.
Пограничные будни
Наш начальник заставы говорил: «Нарушитель бегает хорошо, а ты должен бегать как заяц». Мы и бегали, выучка у всех была отличная. Делали все, что положено по службе, и в наряды ходили, и поезда проверяли. Днем пограничники на вышках и в дозоре, а ночью были еще часовые, локаторщики. В дозоре обходили закрепленные участки, а они были по протяженности и 6, и 12 км. Их нужно было пройти за определенное время, до стыка, а со стыка уже возвращались на машине. Дозорные были всегда с собаками. И собаковод с собакой шел впереди. Собака на границе незаменима. У нас на заставе было пять хорошо обученных собак. Был и степной волк — работал отлично, но боялся выстрелов, поэтому списали. Доводилось нам и нарушителей ловить на поездах. В пограничную зону без документов никого не пропускали, было все очень строго. Один 12 лет скрывался, но все равно попался на границе. Вот его мы и поймали. Граница с Китаем в те годы была как неприступная крепость, охранялась так, что муха не пролетит.
Например, поезд Москва –Пекин, пока все не проверим, не тронется. Досматривали с собакой, с двух концов поезда. Уже тогда были попытки ввоза наркотиков, только это все пресекалось. И как ведь прятали все хитро, но мы находили.
На китайцев тоже насмотрелись – граница-то рядом. Работают они, конечно, как муравьи, есть чему поучиться. Бывало, вечером накосят травы, думаем, убирать будут неделю, а они за ночь все в копны поставят. Их же много.
Домой
Два года пролетели незаметно, срок службы подошел к концу. Провожали торжественно. Вся погранзастава была построена на плацу. Нас, новоиспеченных дембелей, поздравляли, вручали благодарности, знаки отличия, грамоты. А потом по машинам и на вокзал, на знакомый по службе поезд Москва-Пекин, только уже в качестве пассажиров. Домой. Вернулись с Ю.Родионовым в звании старшин, вместе служили, вместе и демобилизовались. Только сейчас моего армейского друга уже нет в живых.
На гражданке
Дома Анатолий сразу устроился трактористом в родной колхоз. А вскоре состоялась судьбоносная встреча. Бравый солдат при полном параде поехал в райцентр вставать на учет, а его будущая жена Татьяна получать паспорт. В автобусе и познакомились. После свадьбы молодая супруга из В.Талызина перебралась к мужу, с тех пор уже почти полвека вместе, в трудах и заботах. На его счету 42 года работы за рулем трактора и медаль за добросовестный труд. Также семья Аверьяновых была награждена медалью за лучшее ЛПХ. И сейчас у них большое подворье.
А на память о службе на границе у Анатолия Петровича остались армейские награды, среди них знаки отличника погранвойск I и II степени, а также дембельский альбом и зеленая фуражка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *