Жизнь прожить — не поле перейти

19.05.2024

Земляной Вал в Болтинке — родная улица, милый уголок. Здесь вырос, женился, построил дом, вырастил детей, ждёт в гости внуков и правнуков А.В. Ильин. Сам с 41-го года. Родители местные, болтинские. В своё время переехали в Иваново, но когда началась война, мама, спасаясь от бомбёжек, вернулась с детьми на родину. Здесь было как-то поспокойнее.


Отец фронтовик. Не вернулся. Погиб. В госпитале умер от тяжелого ранения. Все тяготы легли на материнские плечи. Пусть семья и небольшая была (по меркам того времени) — она да трое сыновей, одной пришлось непросто.


Самого в армию не взяли. За матерью-старушкой присмотр нужен был. Потом, в 66-ом, снова в военкомат вызвали, а у Александра Владимировича на ту пору уже двое детей. «Нет, — сказали, — не пойдёшь. Кто детей кормить будет?» А как хотелось. Все-все парни в армии служили, а он нет. Как же так?


Сильные духом
Дом строил, в колхозе работал. Всё как у всех. Школьником стадо пас, овчаром был, свинарём, на откорме быков, довелось и плотничать. Помнит, когда из Иванова вернулись, брат матери какой-то им амбар купил и вот его под дом и приспособили. Потом уж, когда женился, свою избёнку заимел — крохотную совсем, но всем места хватало. Со временем избёнка стала в настоящий крепкий дом превращаться. В Горьком тогда дома ломали и в деревню перевозили. А.В. Ильину даже несколько раз машину от колхоза выделяли, чтобы дом перевезти. Частями, за неделю получилось. Это был далёкий семидесятый год. С той поры дом этот видел и свадьбы, и проводы, и слёзы…


А всё это время рядом была она, та, которая и в горе, и в радости. С Ниной Степановной 62 года вместе. Она родом с соседней улицы — с Заречной. Её отец тоже на фронте остался, а их у мамы четверо.

— Мама два раза только до Горького ходила с коляской. Соль туда, масло отвозила, чтобы продать и на эти деньги муки купить. Нас растить надо было. Как она это всё на своих плечах вынесла? Насколько люди раньше сильные были. Духом, в первую очередь, — вспоминает Нина Степановна.


Шестерых детей вырастили Ильины, одного схоронили. Старшего сына Владимира не стало. За всех они волнуются, всех хотят от беды уберечь. Да только вот так случается, что сама жизнь то в огонь, то в воду бросает. Второй сын Николай — афганец. Как за него болело родительское сердце, только им одним и известно. Первое время писал, давал о себе знать. После целых шесть месяцев — тишина. За это время, что тянулось невыносимо долго, чего только не надумали себе родители — и самое страшное тоже. И вот письмо… Ну как письмо? Несколько строчек на измятом клочке бумаги: «Мама, я в госпитале лежал. Возможности написать не было…».


Мало что сын рассказывал о своей службе даже родителям. Нина Степановна уверена: материнская молитва сберегла. Эта молитва самая сильная.


Сейчас два внука Ильиных несут службу в зоне проведения специальной военной операции. Были мобилизованы в самом её начале. Снова испытание.


Непременно сами
С нетерпением ждут, когда уже совсем растает снег и можно будет выйти «ко двору». За домом усад. Было время, когда он весь был испещрён грядками лука, моркови, свёклы, стройными рядами картофеля и прочих овощных культур. А по весне подоконники «ломились» от рассады. Сейчас от него, усада, осталась четвёртая часть, остальное засеяли травой. Но совсем не бросают. Говорят, без дела — хуже. Без дела сразу болеть начинают. Привыкли уже, чтоб всё своими руками.


Огород всегда был хорошим помощником, в плане прибыли, но и сил требовал немало. На всё их хватало. Только одного хлеба каждый день Нина Степановна выпекала сама по несколько буханок. День — ржаной, день — белый. В ту пору была небольшая пекарня в центре села. Хлеб пекли там В. Кораблёв и В. Дмитриев. По двести буханок за смену выпекали, понятно, что на такие большие два села, как Александровка и Болтинка, это всего ничего. Приходилось печь самой, семья-то большая. Это потом уже, когда построили новую пекарню, большую (на выезде из села), дело с хлебом стало обстоять намного лучше. И своим хватало, и району.


Сейчас буханочку хлеба (и не только) дети приносят, но если здоровье и погода позволяют, то Александр Владимирович идёт до магазина непременно сам: здесь и прогулка, и знакомых можно встретить, поговорить, новости узнать. Дети — их главная теперь опора, как они им когда-то. Два сына и три дочери сами уже давно бабушки и дедушки, остались на селе, в города уезжать не пожелали. Каждый здесь нашёл себе место, работу, семью. А вообще семья Ильиных совсем недавно стала больше — в начале марта у Александра Владимировича и Нины Степановны родился правнук. Ромой назвали. И на сегодняшний день — это самое главное и долгожданное событие. Жизнь-то продолжается…


Т.Карпова, фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *