Развивать речь – развивать личность

25.12.2022

На сегодня в нашем районе трудятся пять специалистов. Четыре логопеда работают с детьми в дошкольных образовательных организациях – детских садах, один – в школе. Также в детском саду «Малыш» работает дефектолог. Сегодня, в преддверии профессионального праздника, поговорим со специалистом, работающим в школе.

Знакомьтесь: М.А. Григорьева, логопед Сеченовской средней школы. На протяжении пятнадцати лет помогает детям с различными нарушениями речи. Увы, таких детей меньше не становится, а даже наоборот, их число растет.

– Мария Александровна, подразумевается, что ребенок, поступающий в первый класс, хорошо разговаривает, все звуки у него поставлены: домашнее воспитание, детский сад. Но, наверное, не всегда так бывает, в силу различных причин дефект сопровождает ребенка и в школьном возрасте?

Да, бывает, что исправляем дефекты звукопроизношения и в школьном возрасте. Но, подчеркиваю, важно исправить нарушенное произношение до поступления в школу, т.к. при обучении в школе ребенку предстоит осваивать письменную речь: чтение и непосредственно письмо. Письмо – это графически оформленная устная речь, т.е. передача языковой информации посредством букв, слов, фраз.

– А как выявляются те или иные нарушения речи, ведь не всегда это заметно сразу?

Конечно же, имеет место взаимодействие, преемственность детского сада и школы. К тому же в школе, при поступлении первоклассников, проводится комплексная диаг-
ностика, направленная на выявление речевых нарушений у детей. В первом классе, в начале учебного года, с каждым ребенком провожу индивидуальную беседу – проверяется устная речь. Что касается непосредственно письма, во 2-4 классах в начале учебного года пишем логопедические диктанты. И также в конце учебного года проверяется письменная речь у учащихся 1-3 классов.
Немного о нарушениях письменной речи. Дислексия – нарушение чтения, проявляющееся в замене, пропуске букв, искажении слоговой структуры, наличии аграмматизмов, в нарушении понимания смысла прочитанного. Дисграфия – нарушение письма, которое проявляется в стойких спе-
цифических ошибках: пропуск, замена букв, слогов; перестановка слогов в слове; слитное написание слов; нарушение границ предложения. Существует несколько видов дисграфии: оптическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Опыт работы показывает, что в основном у младших школьников встречается дисграфия смешанного типа.
После проведения диагностики составляются списки детей, нуждающихся в логопедической помощи. Но не все дети сразу зачисляются в логопункт. В первую очередь на занятия зачисляются дети с общим недоразвитием речи, когда нарушены все стороны речи: звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие (способность к анализу и синтезу речевых звуков), слоговая структура, слабый словарный запас. Далее — школьники с фонематическим и фонетико-фонематическим нарушением речи. Дети с незначительными речевыми нарушениями, например, с фонетическим недоразвитием речи – по мере освобождения мест в группе. На логопункт должны быть зачислены лишь 20 человек, хотя по факту зачисляется больше: детей с речевыми нарушениями много.

– Сколько времени необходимо для коррекции, исправления тех или иных речевых дефектов?

Все зависит от степени тяжести речевого нарушения. Например, при общем недоразвитии речи занимаемся с детьми раза три в неделю, при нарушении фонематического слуха – 2-3 раза. Быстро выпускаются дети только с чисто фонетическими нарушениями. Постановка звука занимает в среднем полтора месяца, плюс автоматизация – закрепление правильного произношения, на это тоже уходит время. Хотя сразу оговорюсь, что все этапы у каждого ребенка различны по длительности, всё индивидуально. В остальных случаях требуется год-полтора, а то и два года. А в отдельных случаях заниматься со специалистом необходимо еще дольше. Это, конечно, редкость, когда нарушения речи не проходят в начальной школе, но все же бывает.
Многое зависит от самого ребенка и взаимодействия с педагогами, родителями. Исправили какое-либо нарушение – нужно обязательно закреплять и повторять пройденный материал во избежание рецидива.

– А как проходят занятия в кабинете логопеда?

Как известно, в нашей Сеченовской школе проведен большой современный ремонт. Эта современность отражена во всем, не только во внешней красоте обстановки. Кабинеты логопеда и психолога оснащены интерактивными мультимедийными комплексами. Рабочий стол-планшет с зеркалами, комплект зондов (необходимы при постановке звуков), компьютер с установленными логопедическими программами, микрофоны для развития речевого дыхания. В комплекте много методического материала.
Одновременно занимаемся группами по 4-5, максимум 5-6 человек, группы формируются по идентичным нарушениям. Продолжительность занятия – чуть менее урока, 40 минут. При малой наполняемости групп каждому ребенку уделяется больше внимания.
Как правило, самые труднопроизносимые звуки «л» и «р» и их мягкие пары, обычно ставятся уже в более поздние сроки. Но исходя из своего опыта, могу сказать, что в школу приходят дети с нарушенным произношением и других звуков. Существует определенная последовательность постановки звуков, но при работе все-таки опираюсь на индивидуальные способности детей.
При нарушениях письменной речи в работе используем специальные логопедические альбомы, тетради, где подобран материал для корректировки нарушений письма и чтения.
Обязательно с ребенком ведем индивидуальную тетрадь. Она необходима для того, чтобы материал закреплялся и дома, с родителями. Роль родителей очень важна. Без обратной связи положительный результат достигается значительно дольше.
Особенно на занятиях детям нравится сенсорный стол-планшет, тематические игры. Но сначала выполняем более сложные задачи, а уже потом игра. Это дисциплинирует. И еще. На логопедических занятиях не ставится отметок, только устная оценка деятельности ребенка. И поэтому даже неуспевающий в классе ученик на таких занятиях может получить высокую оценку своей работы, своего труда. А это очень важно для ребенка, позволяет ему чувствовать себя более уверенно, стимулирует его выполнить все четко и правильно.

– Мария Александровна, на основании этого какие выводы необходимо сделать родителям?

С каждым годом все больше детей с речевыми нарушениями. Сегодня дети зависимы от планшетов и телефонов, слабо развивается мелкая моторика. Родители загружены на работе, времени на детей не всегда хватает. Сама мама двоих детей и знаю, что это такое. Кому не знакома ситуация: включим сказку на телефоне, а живую книжку почитать некогда. В итоге наши дети очень мало знают детских авторов, детских книг. В наш современный информационный век мало общения. Плюс нездоровая экология. Ведь речевые нарушения – вторичны. Родители нередко вспоминают родственников, говорят, что тоже у кого-то был речевой дефект. У них все исправилось, значит и у ребенка пройдет, а если нет, тогда и займемся этим вопросом. А время будет безвозвратно утеряно.
Еще родители успокаивают себя: в школу пойдем — научимся. Безусловно, для того и существует школа, но начинать работать над проблемой, предупреждать ее нужно сразу. Охватить весь поток школьников с речевыми нарушениями очень сложно, а помочь хочется каждому ребенку. Повторюсь, что исправлять речевые нарушения необходимо вовремя. Все нарушенное звукопроизношение необходимо исправить до поступления в школу, в школе мы должны заниматься корректировкой чтения и письма. Поэтому если вы заметили у ребенка какой-либо речевой дефект, как можно скорее обращайтесь к специалисту. Логопед обязательно поможет.

Е. Александрова, фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *