Кадетское образование у нас ассоциируется с кадетскими корпусами, где в основном мальчишки круглосуточно погружены в военно-образовательную работу. Но традиционное кадетское движение немного трансформировалось. Этого потребовал современный мир. И сейчас во многих общеобразовательных школах успешно организовываются кадетские классы. Наша школа не стала исключением.
1 июня глава района Е.Г. Наборнов стал гостем праздника, юбилейного X республиканского кадетского бала в Ардатове, о котором летом писала наша газета. И до того праздник выдался романтичным — поворот, поклон, реверанс — будто попадаешь в дореволюционную Россию. Одним словом, Евгений Геннадьевич по возвращении рекомендовал управлению образования ознакомиться с опытом работы кадетских классов в соседней республике и взять его для реализации в нашей школе. Предложение нашло поддержку. Кстати, когда по инициативе губернатора в области началась реализация проектов модельных бюджетов «Вам решать!» (у жителей района появилась возможность решать, на что пойдут деньги из регионального бюджета) и нужно было проголосовать за один из пяти проектов, реализация которого наиболее важна, жители нашего района активно голосовали за создание кадетских (профильных) классов.
Конечно же, все понимали, что будет нелегко. Разработали положение о кадетском классе, приняли порядок приёма (с 5-го класса), педагоги разработали образовательные модули на четыре года (программа рассчитана до 9-го класса), заключены трехстороннее соглашения (школа-администрация района — куратор). Кстати, о кураторах. Ими стали военкомат, районный Дом культуры, церковь. Провели собрание с родителями выпускников 4-х классов. Насильно в этот класс никого не загоняли. Рассказали родителям о целях и задачах вновь создаваемого класса. Кто изъявил желание, тех и записали. И вот, с сентября 2019 года в кадетский класс пришли двадцать ребят, шесть из которых девочки.
Учебная программа теперь уже кадетов, ничем не отличается от обычной, за исключением внеурочной работы – 10 дополнительных часов. И здесь первое время возникали некоторые трудности, связанные с ремонтом школы: двухсменка, не всегда было свободное помещение, и время для занятий иногда накладывалось на время работы кружков и секций… Приходилось перестраивать расписание и графики, договариваться с преподавателями…Одним словом, проводить непростую организационную работу, но справились.
У учащихся обычная шестидневка: уроки заканчиваются около двух часов дня, а дальше – внеурочка. Хореография – обязательный предмет, на занятия отводится два часа, педагог – В.С. Карпова. Один час – духовно-нравственное воспитание, которое так необходимо ребятам именно сейчас, когда они в силу возраста стоят на перепутье, и как никогда важно помочь им выбрать правильный путь. Отец Иоанн встречается с ребятами, и они беседуют о Боге, морали, правильном выборе, ценностях и о том, что так важно хранить в своей душе, несмотря ни на что, оставаться человеком. Школьники обязательно изучают азы военного дела. Два часа строевой подготовки. Занятия проводит военный комиссар В.В. Юдин. Ребята вырабатывают строевую выносливость, строевой шаг и стойку, учатся быстро и четко выполнять команды, а также владению приемов с оружием и без него, учатся выполнять действия слаженно в любом строю, изучают основную терминологию. Огневая подготовка — педагог-организатор М.Ю. Балтушкин. Кадеты изучают историю создания оружия, технику безопасности при обращении с ним, устройство и принцип действия, сигналы гражданской обороны, индивидуальные средства защиты (противогаз, респиратор) и правильное их использование, и конечно же, практика… Одно из направлений работы кадетского класса – пропаганда здорового образа жизни. Один дополнительный час – занятия физкультурой (преподаватель Е.В. Шаров). Не обходится без курса по этике и культуре общения. И как одно из направлений программы – знать и понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Главный упор в кадетских классах делается на историю — углубленное изучение этого предмета обязательно: ребятам прививается чувство патриотизма, любовь и уважение к родине, закладываются более глубокие знания об истории родной страны, о её героях и победах. Дополнительный курс, как и этику, ведёт классный руководитель С.А. Старостин.
— Кадетский класс – это хорошая практика. Он решает важнейшую проблему – занятость учеников. В течение целого дня они находятся под присмотром. Дети не проводят время бесцельно. Они развиваются как духовно, так и физически, — рассказывает Сергей Александрович. — Сложность заключалась для детей не только в том, что они пришли в большую школу, где совсем другой ритм жизни, всё незнакомое, много новых предметов и учителей. В первую очередь, это было связано с внеурочкой: им приходилось до 4-х часов находиться в школе – это не нравилось. Многие ребята говорили: «Нет, не хочу здесь учиться». Сегодня такого я не слышу. Очень долго ребята искали контакт друг с другом, ссоры возникали. Сейчас они дружат, есть взаимовыручка. Постепенно осознали, кто они такие, почувствовали ответственность за свои дела и поступки, подтянулись в дисциплине.
К отличиям кадетского класса от других можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским классам. Это форма, знамя, эмблема. Специальной формы у наших ребят пока нет. Класс заметно не выделяется на фоне других. Хотя обучение в кадетском классе подразумевает обязательное каждодневное ношение формы. Причём есть повседневный вариант и парадный для особых случаев. Единственное отличие – шеврон, или нашивка. Вопрос с формой планируется решить уже в следующем году. К сожалению, факт обучения в кадетском классе не будет отражаться в документах об образовании, а значит, не сможет дать ребятам каких-либо дополнительных бонусов при поступлении в вуз.
Пока сложно сказать, выберет ли кто-то из ребят военное будущее, помогут ли им знания и навыки, которые они приобретают в кадетском классе в жизни, приживётся ли это движение в нашей школе, будет ли набор в следующем году… Одно можно сказать точно, слово «кадет» звучит гордо.
Историческая справка:
История возникновения кадетства уходит корнями в средневековую Францию, где дети знатных родов проходили военное обучение в специальных классах при воинских частях. Слово «кадет» происходит от французского cadet – младший. В России истоки кадетских школ появились еще во времена Петра I.
А с приходом к власти Анны Иоанновны, начинается история непосредственно кадетских корпусов как формы воспитания и подготовки молодежи к служению Оте-
честву. 17 февраля 1732 г. — торжественно открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей. С этой даты официально начинается история кадетского образования.
Не потеряло слово кадет своего значения и в советское время. В годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров были созданы специальные военно-учебные заведения для устройства и воспитания детей воинов Красной Армии, детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации. Дети наряду со средним образованием получали и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил. Такие училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия суворовские в честь великого русского полководца А.В. Суворова.
Сегодня на территории России насчитывается более сотни Суворовских и Нахимовских училищ, кадетских корпусов и школ.