1655 га, 24 квартала — Государственный лесной фонд Сеченовского района. На протяжении двух последних лет – только охранные мероприятия, сегодня именно это основная функция, осуществляет Сеченовское участковое лесничество Сергачского межрайонного лесничества; ведущий специалист Д.В. Спиридонов. Рубки ухода проводят бригады из Сергача и Пильны (ГАУНО «Дальнеконстантиновский лесхоз»).
– В нашем районе нет эксплуатационного леса, как, например, в соседней Чувашии. Основная функция наших лесов – защитная: лесополосы, так называемые защитки у автомобильных дорог, противоэрозионные насаждения, зеленые зоны и т.п. Наверное, многие при этом думают, мол, невелика ценность. А ведь в том и ценность нашего зеленого леса – обеспечивать нас кислородом — на 80% его заслуга. И никто никогда не задумается, хотя это прописная истина. Поэтому основная наша задача — сохранить то, что имеем, — говорит о простых и важных вещах Дмитрий Викторович.
Более 340 гектаров в зеленом районном массиве занимает так называемый Киотский лес. Напомним нашим читателям. Это лес, высаженный и выращиваемый на ранее непокрытых лесом площадях (бывших землях сельхозназначения) с целью дополнительного поглощения и связывания углекислого газа из атмосферы. Выращивание таких лесов предусматривается Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменениях климата, с чем и связано их неофициальное название. Официальное название – углерододепонирующие насаждения, УДН. Практические работы по созданию УДН были начаты в 2007 году в Нижегородской и Ульяновской областях. В 2008-м круг регионов расширился. Так вот, в 2007 году за с. Ясное (по старой Пильнинской трассе) было высажено 87 га хвойных деревьев – 47 квартал; в следующем году – 256, 6 га – 48 квартал (здесь растет еще и дуб). Высаживались ель и сосна часто, по принципу приживаемости. На протяжении пяти лет за этими насаждениями осуществлялся уход. Несмотря на встречающиеся прогалы (по причине вымокания на сырой местности), необходимо регулярное прореживание.
– Как раз в этом году, в июле, по госзаданию здесь велись работы по прочистке, — говорит Д.В. Спиридонов, направляясь к обработанному участку. – Близко растущие ели мешают друг другу, тормозят рост, поэтому нежелательное соседство ликвидируется. Удаляются слабые, обхлестанные ели, а сильные деревья продолжают расти на приволье. Две недели работали здесь бригады из Пильны, Сергача, люди, техника; прочистка проведена на 17 гектарах 48 квартала. Смотрите, как вольготно этим елям в прореженных рядах. А лет через десять здесь вновь нужно будет проводить прореживание: деревья растут и вверх, и вширь. Видите верховой побег? Это годовой прирост, сантиметров 70 будет.
То, что срублено в ходе прочистки, вывезено подальше на опаханную площадку, так как в порубочных остатках может завестись короед-типограф (большой еловый короед) и повредить растущие деревья. Как только минует пожароопасный период, все будет сожжено.
На территории района есть особо охраняемый зеленый объект — государственный памятник природы регионального (областного) значения «Дубрава у села Т. Талызино». Четыре года назад там был установлен большой аншлаг с анонсом разрешенных и запрещенных видов деятельности на территории дубравы. Разрешен сбор грибов, ягод, заготовка сена, охота в осенне-зимний период. А вот охотиться весной запрещено. Как запрещены все лесохозяйственные мероприятия, в том числе заготовка древесины и даже сбор валежника.
Кстати, о валежнике. Соответствующий закон два года назад разрешил его сбор населению (на специально отведенных территориях). Собирать валежник можно, подтверждает Д.В. Спиридонов, но с соблюдением правил. Только вручную, с пилой и топором, без заезда в лес техники. И не все подряд, а только упавшие на землю (сломленные ветром (бурелом), навалом снега и т. п.) сухие стволы деревьев или их части — сучья, ветви, в общем то, от чего отошла кора. Вывоз свежих стволов, сучьев, пусть и упавших, — нарушение закона, за это полагается штраф в размере 30-50 тысяч рублей для частного лица как за незаконную транспортировку древесины.
В последнее время самовольных рубок на территории гослесфонда не встречается, люди стали более законопослушными, и это правильно, ведь почти все леса нашего района относятся к зелёным зонам, а в них все штрафы увеличиваются в 100 раз. Зато встречается то, что ранее было не типичным для нашей местности. Что называется, из первых уст.
– Года два назад появились косули. А раньше не встречались. Никогда в наших лесах не встречал змей. А недавно собирали с сыном пеньковые опята в дубраве, неожиданно на пеньке раздалось шипение… Уж! А ведь как говорят: есть ужи – есть и гадюки. Весной у киотского леса видел волка, крупный экземпляр. Кабаны встречаются.
Нужна ли осторожность? Осторожность нужна всегда, в любом лесу, в любое время. Тот же уж, не ядовит, но является переносчиком опасных заболеваний. И потом, беречься нужно не только человеку, но и беречь сам лес. Пожалуйста, во время сбора ягод, грибов будьте осторожны с огнем, не бросайте окурки. В сухую ветреную погоду лес моментально сгорит верховым пожаром. При 4-5 классах пожароопасности посещение лесов вообще запрещено, штраф – от трех до пяти тысяч.
В ближайших планах – опашка леса, устройство минерализованных полос. Лес живет, рядом живет человек, наша задача — сохранить зеленое богатство, и самое простое, что доступно каждому, – беречь легкие планеты, общаться с природой культурно, наносить мирные, а не варварские визиты в самые ценные места нашего района – леса.
Считаю, с этим осенним праздником можно поздравить всех жителей района. Благоустраиваются зеленые зоны, создаются хорошие условия для отдыха. Многие причастны к этому в настоящее время, многое было сделано ветеранами профессии в былые годы. Сохраним то, что имеем.