Крымский мост

16.07.2018

С.Ф. Коновалов, Мамлейка

С.А. Кузнецов

Трое жителей Мамлейки участвуют в строительстве Крымского моста (начинали работать в мостоотряде одиннадцать человек из района). Наш корреспондент встретился с С.А. Кузнецовым и С. Ф. Коноваловым в дни их отдыха дома.

С.Ф. КОНОВАЛОВ охотно согласился побеседовать и начал с того, что смена вахты и самолет были у них именно в тот день (15 мая), когда президент России В.В. Путин на КамАЗе открывал мост для автомобильного движения.
– Жаль, не удалось посмотреть торжества, колонну мощных грузовиков. Пока работали, пусто было на путепроводе, а сейчас, после месячного отдыха, приедем, не узнаем, наверное, его. По телевидению показывают — сплошной поток автомобилей. В день, как говорят с экрана, сейчас проходит в среднем 20 тысяч единиц техники.
– Работы у строителей не убавится?
– Нет конечно, на очереди железнодорожный мост, пуск которого назначен на декабрь 2019 г. График нашей работы: месяц работаем, месяц дома отдыхаем. Питание, дорога бесплатные, билеты на самолет до Симферополя получаем только в аэропорту Стригино.
– Сергей Федорович, расскажите о Вашей профессии.
– Монтажник стальных и железобетонных конструкций. Год в Керчи отработал, до этого строил мосты в Навашине и Сочи, Канавинский метромост. Крымский – самый запоминающийся объект. Такого строительства еще не было в истории России. Работы на мосту не останавливаются круглые сутки. Девятнадцать километров путепровода, из них 7,5 км – по воде. Я вместе со всеми два месяца монтировал на суше автомобильную арку, потом ее, как и железнодорожную, крепил над морем.
– Мост соединился арками осенью прошлого года?
– Да. И уже сразу рабочие по спецпропускам с полуострова передвигались на материк за материалами не на катере в Тамань, а по новому путепроводу (за полчаса), который еще висел, можно сказать в воздухе, не закрепленный. Мне пришлось тоже несколько раз бывать в Тамани, так что шутим – раньше президента освоили трассу.
– На юг едут отдыхать, а вы работать, есть время окунуться в море?
– Юг России – это совсем другая земля, климат, растительность и море, галька, дельфины. Все так красиво, но замечаешь это только когда хорошо отдохнешь после двенадцатичасовой смены. От строительного городка до пляжа едем шесть остановок на автобусе. У моста купаться запрещено.
– А на высоте 35-метровой арки как работается?
– Не так комфортно, как на суше, при том, что над уровнем моря общая высота 80 м. Зимы такой там нет, как здесь, море штормит. При скорости ветра 14-15 м/сек работы приостанавливаются (на телефон приходят смс). Уже выработалась привычка к таким условиям труда. В нижегородском мостоотряде одиннадцать лет. Раз в два года проверяют на профпригодность, плюс постоянный контроль медика в городке. Лестницы все огорожены. Есть спецодежда, страховочный пояс.
Летом 35-градусная жара, но влажность высокая. Работаем в легких робах. Прямо на мосту установлены кулеры с холодной водой. Тут же столовая и трехразовое питание, которое привозят из нашего дома-городка в Керчи. В нем живут рабочие со всех концов России, уже заселилась часть офицеров для дальнейшего несения службы по охране моста. Закончим работы, городок, построенный мостоотрядом, будет заселен обслуживающим персоналом.
– Как семья относится к вахтам?
– Жене, конечно, не нравится. Нам надо дом обустраивать. Была бы здесь хорошо оплачиваемая работа, никуда не уезжал.
С.А. КУЗНЕЦОВ одним из первых среди нижегородцев прилетел в Крым на строительство моста.
– Было это два с половиной года назад. Так сказать, бесплатную путевку в Крым получил на свое пятидесятилетие, – шутит Сергей Александрович. – 1 января 2016 г. отметил день рождения, а третьего уже летел к новому месту работы.
– Которую легкой не назовешь…
Любая вахта – нелегкий труд, но когда видишь результаты такого значимого нашего труда, когда месяц побудешь дома, отдохнешь, вроде так и должно быть.
– Сергей Александрович, когда устанавливали арки, Вы на вахте были или на отдыхе дома?
– На вахте, но мы к этому отношения не имели. Первой была установлена (29 августа) железнодорожная арка. Весом она 6 тысяч тонн, закреплена на фарватерных опорах на высоте 35 метров над уровнем воды. Длинной 227 м, высотой в самой верхней точке – 45 м. А 13 октября была поднята автодорожная, вес ее на полтысячи тонн меньше. Использовались специальные плавопоры, мощное гидравлическое и подъемное оборудование, специальные канаты из металлической проволоки. Применялись устройства грузоподъемностью по 650 тонн. А за операцией, как и все жители страны, наблюдали с экрана телевизора. Все было сделано с ювелирной точностью. Очевидцы рассказывали, что после «отрыва» арки на два метра от плавсистемы ее в течение часа удерживали на весу. За это время специалисты перепроверяли надежность всех механизмов и лишь потом продолжили подъем. С помощью арок обеспечивается жесткость конструкции моста, проход судов.
– Человеку, прошедшему Афганистан и Чечню, служившему на границе, нельзя не задать вопрос: как отнеслись к угрозе Верховной Рады Украины буквально сразу после открытия движения уничтожить мост?
– Это просто сумасшедший человек может предложить такое. В жизни, конечно, всякое может быть, объект же стратегический. Охрана его организована на высоком уровне. Путепровод имеет высшую степень защиты — с воздуха, суши, моря, из космоса (в режиме онлайн). Я прежде никогда не видел такого оружия у снайперов-пограничников при начале организации строительства, с которым они несли вахту. Охраняют сооружение боевые пловцы с телеуправляемыми подводными аппаратами.
В море и на берегу установлены специальные инженерные заграждения и множество видеокамер для круглосуточного наблюдения. Боевое дежурство несут надводные корабли, подводные лодки, истребительная и противолодочная авиация. Судя по сообщениям СМИ, система гидролокации способна засечь нарушителя за несколько сотен метров. Она, в случае чего, не только обнаружит диверсанта, но и даст оглушительный тревожный сигнал. Пограничная служба ФСБ – на дальних рубежах. Недавно прочитал в газете, что воздушное пространство охраняют зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф» с куполом защиты в радиусе до 400 км, способностью сопровождать одновременно до 300 целей, сбивать их на высоте от 5 м до 30 км (8 секунд на пуск). Думаю, вряд ли кто решится проверять Россию на прочность.
По масштабам строительства мост через Керченский пролив – грандиозное событие не только для нашей страны. Для С.Ф. Коновалова и С.А. Кузнецова, людей выносливых и крепких духом, это в первую очередь работа, работа ответственная и нелегкая.

Н.Железина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *